Logo

Категории каталога

Статьи [10]

Публикации

Главная » Статьи » Статьи

Экспертиза под вопросом регулирования
1. Изменилась ли ситуация по реализации норм градостроительного кодекса рф в части введения негосударственной экспертизы после принятия резолюции всероссийской конференции «конфликт интересов в строительстве. Управление конфликтами», состоявшейся 19.04.2012 в г.Москва, в том числе по аттестации специалистов и аккредитации организаций.
 
       За такой достаточно короткий период никаких изменений в вопросах аккредитации и аттестации не произошло. Это вопросы очень серьезные и требуется значительный временной промежуток и приложение серьезных усилий, чтобы начались процессы, изложенные в резолюции конференции. Основная проблема - отсутствие переходного периода для реализации системных механизмов, а также неиспользование потенциала профессионального экспертного сообщества. Хочется отметить, что не все схемы, связанные с аттестацией экспертов, на взгляд профессионального сообщества, являются проработанными. Это касается и перегруженности юридическими вопросами ( в отношении 50 на 50) вопросов для аттестации технических специалистов по различным направлениям, формальный подход к экспертам, обязывающий иметь профильную специальность независимо от их стажа работы по специальности. А ведь не только на территории региона, но и по всей стране встречается много специалистов высокого уровня, имеющих высшее образование, но в силу ряда причин не получивших профильного  образования (часто  в силу отсутствия специализированных вузов на тот период на территории проживания). Они   имеют стаж работы по выбранной специальности 15 и более лет, пользуются заслуженным авторитетом в профессиональном сообществе.  К ним обращаются, с ними советуются, к ним прислушиваются. Но стать экспертами они не могут.   Либо, если они уже работали  экспертами и имеют большой стаж, то  не получив второго высшего образования, они не имеют права проводить экспертизу.
     Поэтому в целях профессионального, разумного подхода к аттестации и необходимо участие профессионального сообщества, без которого, на мой взгляд,  невозможно совершенствование и развитие институтов экспертизы.

2. Какая организация на территории Астраханской области будет уполномочена проводить негосударственную экспертизу? Как вы относитесь к ее экстерриториальности ?
 
     На территории Астраханской области проводить негосударственную экспертизу может любая организация аккредитованная  в установленном порядке в ФС  Росаккредитация и размещенная территориально в любом субъекте РФ. На территории Астраханской области зарегистрированы на сегодняшний день две организации, аккредитованные ранее на проведение негосударственной экспертизы. Это ЗАО ЦИВССМ  и АУ АО «Государственная экспертиза проектов». Но, согласно изменениям в законодательстве, вступившим в силу с 1.04.2012 г.,   аккредитация их на проведение негосударственной экспертизы приостановлена также, как и у всех организаций ( их более чем 500 ) по стране, о чем указывалось в резолюции конференции «Конфликт интересов в строительстве. Управление конфликтами».  На 14.05.2012 г. аккредитация восстановлена только у двух организаций. Таким образом, институт негосударственной экспертизы  еще не заработал.
По вопросу независимости экспертиз от территории расположения объекта капитального строительства я свое мнение уже высказывал. Эксперт как специалист растет и развивается на конкретной территории с выраженной спецификой природно-климатических,  геологических и др. условий. Он, согласно действующему законодательству, должен иметь профильное образование и соответствующий стаж работы по специальности. Он проектировал либо проводил экспертизу объектов в конкретной  области. И только  нарабатывая опыт, повышая свой профессиональный уровень, хороший специалист   становится  именно экспертом. Если, например, астраханские специалисты проектировали в наших природно- климатических условиях, затем аттестовались и стали экспертами смогут ли они на высоком профессиональном уровне провести экспертизу объектов, возводимых  в районах крайнего севера, на закарстованных территориях, в сейсмоопасных районах, если до этого, в своей практической деятельности, они с такими условиями никогда не сталкивались. Не думаю. В своей работе мы часто имеем с этим дело при экспертизе  проектов с участием иногородних проектировщиков, причем проектировщиков достаточно хорошего уровня. Это и попытки заглубить сваи в хвалынские пески на 6-8 м, непонимание требований по сквозному проветриванию помещений, исправление абсолютных отметок с отрицательных на положительные (мы у вас тут обнаружили ошибку на съемке), использование подземных вод для водоснабжения без их анализа и т.д и т.п. Это -  территориальная специфика. А теперь став экспертами,  работая с проектной документацией,  они этих моментов просто не заметят и будут выдавать положительные заключения.  Конечно, есть разделы общие для всех территорий, но ведь есть и специфика, учет которой  никак и нигде не регламентирован.

3. В чем принципиальные отличия между государственной и негосударственной экспертизой, кроме определенного законодателем перечня объектов, подлежащих обязательной государственной экспертизе? Государственная и негосударственная экспертиза  предназначена для решения одной задачи-обеспечить надежность и безопасность объектов капитального строительства.
 
       Основные отличия состоят в том, что  негосударственная экспертиза не привязана территориально к объекту капитального строительства и в том, что оплата услуг по проведению экспертизы не регламентирована постановлениями правительства. Отношение к первой части я уже высказал ранее. По второй же части государственная и негосударственная экспертиза ставятся в неравные условия, которые, по мнению ряда коллег, компенсируются обязательностью прохождения государственной экспертизы объектов финансируемых из бюджетных средств.
Другое, и, на мой взгляд, самое существенное отличие – это ответственность. С государственной все понятно. Проблема же  ответственности негосударственной экспертизы обсуждалась достаточно долго в профессиональном сообществе, были разработаны проекты законодательных актов, которые прошли чтения в Государственной думе РФ, в которых  предусматривались механизмы ответственности в виде обязательной страховки либо организаций, проводящих экспертизу,  либо персонально экспертов. К сожалению, в принятых на сегодняшний день документах ответственность организаций по проведению негосударственных экспертиз не регламентирована. При этом  жестко закреплена  первоочередная ответственность собственников объекта, которые с 1.07.2013 г. возмещают вред в соответствии с гражданским законодательством и выплачивают компенсацию сверх возмещения вреда (ст. 60 Градостроительного кодекса РФ), а также изыскателей, проектировщиков и строителей, ответственность которых регламентирована этим же документом.
Это беспокоит профессиональное сообщество экспертов, поскольку отсутствие закрепленной ответственности может иметь серьезные последствия для строительного комплекса страны в связи с отмечаемым падением  качества выполняемых проектных работ. На заседаниях Совета НОЭКС отмечалась необходимость его участия в  выявлении  на рынке недобросовестных организаций, дискредитирующих саму идею экспертизы и продвижение идей сотрудничества и взаимодействия с серьезными коллективами для решения вопросов повышения надежности и безопасности объектов. Одним из первых шагов в этом направлении явилось заключение договоров о сотрудничестве  с органами исполнительной власти субъектов РФ в целях развития института экспертизы в строительстве, обеспечения действенного влияния на повышение качества проектных работ и улучшения работы всего  строительного комплекса.
        В заключение хочется еще раз отметить, что без широкого участия профессионального сообщества, в том числе при подготовке нормативно-правовых документов,  невозможно совершенствование и развитие институтов экспертизы, будь то государственная или негосударственная экспертиза проектов.


Источник: http://статья
Категория: Статьи | Добавил: info (25.05.2012) | Автор: Тарасенко Станислав Евгеньеыич
Просмотров: 3213 | Рейтинг: 5.0/1 |

Поиск

Ссылки

Статистика